"Театр горожан.
Опыт Севастополя и Крыма"
Здравствуйте!
Это команда Центра театральных инициатив из города Севастополь, которая два года организует и проводит Фестиваль "ТЕАТР ГОРОЖАН" (2023, 2024 г.). Мы получили множество запросов от коллег, которые хотят, чтобы мы поделились знаниями и опытом о направлении «театр горожан». В связи с этим мы разработали данное методическое пособие, призванное помочь театральным педагогам, режиссёрам, актёрам, людям без театрального образования и опыта в создании проектов с горожанами. Важно отметить, что на сегодняшний день в России не существует закреплённой технологии «театр горожан», мы делимся своим опытом, не претендуя на академическую истину. Вы можете изобретать собственные пути!

Начнём с того, что...

РАЗБЕРЁМСЯ С ТЕРМИНАМИ

Мы используем термин «театр горожан», понимая под этим «профессиональный театр с непрофессиональными актерами». Это определение сформулировали Наташа Боренко и Ада Мухина в 2020 году на онлайн-лаборатории горожан театральной площадки МОН (г. Казань). Конечно, под горожанами мы имеем в виду людей, проживающих или находящихся в определённый момент времени на одной территории, а не только имеющих статус «горожан». Это могут быть люди из любого населённого пункта.

Что здесь важно понять?

Театр горожан — это не любительский, самодеятельный театр. Любительский театр построен по типу драматического, миметического театра, то есть в большинстве случаев в основе его лежит текст (пьеса, поэзия, проза), зрители наблюдают за истолкованием, интерпретацией этого текста режиссёром и актёрами, а одной из задач спектакля становится мимесис — подражание действительности.

Театр горожан чаще всего не основан на специально написанном тексте, не подражает действительности, а является ею, и имеет социальные задачи, которые могут стоять выше художественных.

И на этом этапе мы с вами...

ОПРЕДЕЛИМСЯ С ЗАДАЧАМИ


В 2011 году на сцену Театра на Спасской в городе Киров вышли одиннадцатиклассники школ города, чтобы ответить себе, друг другу, зрителям на вопрос о своём будущем после окончания школы. Так режиссёр Борис Павлович, вероятно, сам того не зная, создал один из первых спектаклей горожан «Я (не) уеду из Кирова». Вопрос о миграции из дотационного региона волновал не только школьников на сцене, но и большинство сидящих в зале: кто-то отвечал себе на тот же вопрос, кто-то уже уезжал, но вернулся, у кого-то подрастали дети, а главное — спектакль поднимал непроговорённую, нерешаемую задачу жизни в провинциальном городе без хорошего книжного магазина, с вечными проблемами низких зарплат, уровнем жизни, дорог и тревог. Борис Павлович и его команда на сцене театра создали возможным разговор горожан о себе и о своих перспективах.

Театровед и практик театра Дарья Ковальская сопоставляет задачи инклюзивного, документального, свидетельского театра и театра горожан. Если одной из важных задач инклюзивного спектакля является создание видимости людей с инвалидностью, в документальном спектакле эта задача расширяется на людей с определённым, часто травмирующим опытом, но пока роль людей, доноров исполняют актёры, то в свидетельском спектакле участники событий выходят на сцену и говорят от первого лица. Театр горожан расширяет границы, вовлекая людей «обыкновенных». (Этот абзац — наша интерпретация лекции Дарьи Ковальской, мы оставляем ссылку ниже, и вы можете выделить собственные параллели)

Направление «театр горожан» пришло к нам из немецкой театральной педагогики, на которую, в свою очередь, повлияла ранняя советская театральная педагогика. С немецкого термин «Burgerbuhne» можно перевести и «сцена горожан», и «сцена граждан». Это уточнение открывает нам важную задачу — обретение людьми гражданской ответственности, гражданской позицией, нахождение себя ответственным за происходящие внутри страны, города, улицы процессы. Круто, если у участников возникнет мысль «Я имею право, об этом говорить».

Таким образом, перед встречей с горожанами команде важно ответить на вопрос: «Зачем мы собираем людей? Что наш спектакль откроет, подарит такого, чего люди не найдут в театре профессиональном? Какую социальную задачу мы решаем? Что получат участники и зрители?» Ведь если на место горожан могут встать специально обученные хорошо говорить и двигаться люди, то зачем на сцену приглашать горожан? Почему без них никак нельзя?
С темой и формой показа можно определиться, когда произойдёт знакомство с участниками, можно заранее, это два пути, о которых мы расскажем подробнее чуть ниже. Но понять для себя, озвучить команде, почему мы приглашаем горожан, что они такого могут, что это может изменить, на что повлиять, важно уже сейчас. Важно позволить себе работать с реальностью.

Нам кажется важным обогащать культурную жизнь города событиями, относящимися к современному театральному движению, также нам кажется важным давать место рефлексии, установлению человеческих связей, созданию безоценочного пространства для жителей города. Мы слышим запрос людей говорить про самих себя, от первого лица, про то, что проживается здесь и сейчас, поэтому мы делаем фестиваль горожан.

После формулирования задач мы...

ЗНАКОМИМСЯ С ОПЫТОМ КОЛЛЕГ

В России сейчас растёт интерес к направлению «театр горожан»: проводятся лаборатории, фестивали, мастер-классы. Нам кажется, что центром исследований и работы с горожанами выступает театральная площадка МОН (г. Казань), они выпустили несколько спектаклей, проводят лаборатории, постоянно рефлексируют и выпустили дорожную карту театра, где есть ссылки на примеры проектов, описание упражнений, размышления практиков направления. По ссылке вы можете познакомиться с материалами.


Также оставляем ссылки на лекции и статьи, которые будут полезны вам при работе с горожанами:

Когда мы подтянули теоретическую базу, что важно!, можно приступать к следующему этапу...
НАБИРАЕМ КОМАНДУ И НАХОДИМ ФИНАНСИРОВАНИЕ

О, пожалуй, это самый непростой пункт проекта. Нужно найти и пригласить в работу профессионалов от театра (куратор, режиссёр, педагог, драматург, хореограф, технические специалисты, в зависимости от масштаба проекта и ваших задач), найти источники финансирования, договориться с площадкой, где будут происходить встречи горожан, репетиции, показ, разработать маркетинговую стратегию.
Нужна команда! Один человек — это не команда.

В нашем случае у нас была команда театрального центра, мы получили грант Президентского фонда культурных инициатив, площадкой проведения фестиваля стал СевГУ, мы пригласили в качестве педагогов и режиссёров лабораторий специалистов из Перми, Калининграда, Тюмени, Санкт-Петербурга, Москвы, а также у нас есть дружественные технические специалисты. Горизонтальные связи — наше всё!

Но бывает по-разному. Есть проекты горожан, созданные внутри крупных государственных театров, а есть проекты, возникшие на улице и не имеющие большой финансовой поддержки. У вас есть вы, ваши коллеги, единомышленники, друзья и семья.

А дальше мы...


ОПЯТЬ СОБИРАЕМ ЛЮДЕЙ

но уже горожан — тех, с кем мы делаем проект

Выше мы писали, что есть два пути в работе с горожанами (самые очевидные, опять же вы можете изобрести свой):

Первый путь


Собрать всех откликнувшихся на опен-колл (открытое приглашение), и, уже познакомившись с участниками, выявить круг тем или тему для финального показа, спектакля.

Таким путём шли мы, объявили о наборе в лабораторию горожан, принимали всех без отбора по умениям, мировоззрению, возрасту, профессии. В таком случае первая встреча отдаётся на знакомство участников и формирование дружественной среды (safe space — безопасное пространство), а в следующие встречи важно выявить общую проблему, боль или радость, гордость, то, что либо объединяет этих конкретных людей, либо, наоборот, разъединяет. После проявления, обнаружения темы мы углубляемся в исследование её и готовимся к показу, то есть из личных убеждений, мнений, историй собираем публичное художественное высказывание.

Второй путь


Собрать откликнувшихся людей на определённую тему или условную группу (например, учителя, люди, временно потерявшие работу, подростки, пережившие буллинг, местные и переехавшие и др.) Такой путь сокращает время на выявление общей темы, но чуть затрудняет поиск участников, нужно приложить больше усилий, чтоб информация нашла своих героев, а герои смогли и захотели принять участие в проекте.

Мириам Чолль с 2009 года создавала в Дрезденском государственном театре репертуарные спектакли с неактёрами, она акцентирует внимание, что горожанам нужно предложить ресурс, вызов, но не акцент на боли. Важно, чтобы в результате участники испытали уважение и гордость! Поэтому и приглашение можно формулировать с вниманием к потенциальному успеху (например, если вы приглашаете школьных учителей, не нужно искать «разочаровавшихся в профессии педагогов», вероятнее, лучше пригласить «преподавателей, преодолевающих сомнения»). Формулировка, расставление акцентов важны. Мириам также обращает внимание, что значимо инициировать встречи разных групп людей, которые не пересекаются в повседневной жизни.

При работе с неактёрами нужно помнить, что горожане — это уже «эксперты повседневности» (Rimini Protokoll). Людям от театра важно направить их, поддержать театральными средствами, сохранить естественность, но не паразитировать на историях, не навязывать своё мнение. Человек — это не место для театральных экспериментов. Этика в работе с горожанами очень важна, у участников должна быть возможность отказаться от участия в проекте, если это является ретравматизацией, художникам важно найти способ предъявить личную историю без осуждения со стороны зрителей, без раздувания конфликтов. Театр горожан — это форма социального театра, то есть театра для социальных изменений, но это, скорее, эволюция, чем революция.

На этом этапе нужно отметить проблему, с которой столкнулись мы. Это проблема «пузыря», отсутствие ротации участников (смена, обновление состава). На опен-колл откликаются наши знакомые, люди творческих увлечений, те, кто уже участвовал в наших проектах. Гораздо сложнее привлечь внимание тех, кто совсем не посещает театр, у кого другие приоритеты. Мы делаем свободный вход на наши показы, и это продвигает формат, появляются новые заинтересованные люди. Также мы планируем просить участников приводить своих друзей и знакомых (участие через рукопожатие), выходить в город для интервью, чтобы смогли прозвучать истории тех, кто ещё сам не готов подняться на сцену. Ротация в проектах с горожанами очень важна, здесь мы можем вернуться к вопросам о задачах подобных проектов.

Да, в работе с горожанами нужно быть открытыми, готовыми ко всему, быть чуткими, но мы всегда...

СОСТАВЛЯЕМ КОНСПЕКТ ВСТРЕЧ

У вас может быть 8 встреч каждый вечер по 2,5 — 3 часа, где 8-ая встреча — это показ. У вас может быть долгосрочный проект, в рамках которого вы встречаетесь с горожанами 2 раза в неделю по вечерам на протяжении 6 месяцев. С командой соавторов вы можете приходить в гости к участникам, собирать интервью, а встретятся они только на финальном показе. Формат работы может быть самым разным, вы формируете его, исходя из своих задач и возможностей.

Но всегда есть точка А, в которой ещё нет никакого сообщества людей, нет общей задачи, и есть точка Б, в которой одни люди видят, слышат, воспринимают других людей в предложенной вами рамке. Каким образом вы проведёте людей от одной точки к другой, решаете только вы. Нет никаких строгих законов, скорее, есть принцип «не навреди». Точно важно познакомить участников друг с другом, создать безопасное пространство, театральными приёмами поддержать их присутствие на сцене, можно собирать личные истории, мнения, можно предложить участникам самим придумать форму показа (сложный путь), точно важно отрефлексировать совместный путь. Как именно — решаете вы.

Во время нашей первой лаборатории участница Елена собрала конспект встреч, чтобы применять упражнения на занятиях своей вокальной студии. Мы прикрепляем этот конспект в качестве примера упражнений.

Важно акцентировать, что эти упражнения работают с данной задачей и с конкретными людьми, вы можете придумывать свои упражнения, вы можете просто играть в дворовые детские игры, можете интервьюировать участников, придумывать кросс-жанровые проекты, вовлекая хореографов и музыкантов. То есть каким образом ваша команда пройдёт этот путь, решать вам.

КОНСПЕКТ БАЗОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ЛАБОРАТОРИИ ГОРОЖАН


Конспект базовых упражнений лаборатории горожан, 2023 год. Формат лаборатории: две недели с двумя выходными днями,
по вечерам на 2,5 часа. Количество участников: 20 человек.

Каждая встреча выстраивалась от самоактуализации участников, через телесную, речевую разминку, упражнения на взаимодействие, контакт, к тренингам, которые могли стать частью показа, или к работе с личными историями участников, рефлексии. Ознакомиться с конспектом можно здесь.

Следующий этап очень важен, это этап, когда мы...

РЕПЕТИРУЕМ ПОКАЗ


То, что будет происходить во время финального показа, может быть придумано вами заранее, ещё на этапе формулировки темы и набора участников (ужин горожан, дискотека, выставка личных вещей, монологи на табуретке — та форма, которая сможет раскрыть заявленную проблему и в которой люди не потеряют непосредственность). Но возможно, вы будете придумывать форму показа в процессе репетиций, дополнять, изменять, потому что вы работаете с живыми людьми, а значит, всё может поменяться. Неизменным остаётся одно — вы ответственны за финальный показ. Горожане ответственны за самих себя, за свои истории, за своё присутствие, а вы отвечаете за то, что в итоге увидят зрители.

На нашей первой лаборатории тема показа и его форма утвердились в середине процесса. Участники озвучивали самые разные личные истории, очень поддерживали друг друга и проявляли больше интереса к другим людям, нежели к себе, называя самих себя и свои истории «обычными». Так родилось название «КАК ВСЕ». Основу составляли отобранные режиссёром истории, а обрамляли их упражнения из нашего конспекта. Каждая история начиналась и заканчивалась фразой «КАК ВСЕ». И если в самом начале показа участники представлялись социально приемлемыми, привычными фразами (мама, педагог, люблю готовить), то в финале они предъявляли обнаруженные в ходе лаборатории уникальные качества, события, навыки (мама двух родных и двух приёмных детей, педагог в пятом поколении, готовлю по поваренной книге моей прабабушки). Надеемся, что в этот вечер у зрителей тоже была возможность задуматься, в чём они не «КАК ВСЕ».

Евгений Вахтангов говорил, что при выборе материала для постановки нужно учитывать три составляющие: время, актёрский ансамбль и зрители, которые придут на спектакль. Исходя из этого, показ второй лаборатории мы назвали «Я СНОВА МАЛЕНЬКИЙ». Это был вечер историй историй из детства, когда у всех нас были одни и те же ценности, стремления, мечты, обиды, страхи. Никто из участников не знал, какие именно истории прозвучат (но все истории были заранее проработаны), это разыгрывалось в реальном времени. У зрителей тоже была возможность поделиться историями.

Ещё один важный момент в работе с горожанами — репетиции на площадке со звуком и светом. Мы работаем с непрофессионалами театра, поэтому мы даём им больше времени привыкнуть к площадке, к специальному свету, звуку, к необходимости говорить в микрофон. Да, форматы спектаклей могут быть разными, это может быть интимный разговор присутствующих на расстоянии десяти сантиметров об общей проблеме, но мы наблюдаем желание участников лабораторий подниматься на театральную сцену, говорить в микрофон. И для того, чтобы вовремя показа участники чувствовали себя защищёно, нужно уделить время на технические репетиции со всеми специалистами.

И конечно, мы...

ПРИГЛАШАЕМ ЗРИТЕЛЕЙ

Показ для участников проекта очень важен, это финальная точка, перспектива, момент объединения усилий и праздник! На этот праздник в первую очередь приходят друзья и родные. Но нам важно расширить круг зрителей, а значит дать понять людям, что наш показ может быть интересен не только узкому кругу знакомых и увлечённых театром людей. Мы давали интервью на телевидение, радио, местные печатные издания и интернет паблики, афиши фестиваля висели по всему городу. Но больше всего работает неизменный формат «из уст в уста». Здесь главное, как именно мы расскажем о показе.

Когда зрители уже в зале, нам кажется важным рассказать им про формат проекта, его задачи, а можно и поиграть с ними для сонастройки (например, мы просили поднять руку всех, у кого было детство, показать сердечко, если в детстве случилась первая любовь, обнять себя, если в детстве пришлось пережить потерю).

Уже после показа мы...
УСТРАИВАЕМ ОБСУЖДЕНИЕ И РЕФЛЕКСИЮ
После аплодисментов, цветов и фото можно объявить о пятиминутной паузе для тех, кто торопится, а потом предложить оставшимся поговорить об увиденном. Формулировать мысли сразу при толпе людей бывает непросто, поэтому у нас есть два любимых вопроса для зрителей: «Что вы увидели и что вы почувствовали?» Дальше стоит просто модерировать обсуждение, чтоб оно не затянулось, чтоб все ответы на все вопросы прозвучали и чтобы это не стало монологом любвеобильной бабушки в честь её внука.

В этот же вечер, на следующий день или через неделю стоит организовать рефлексию участников. Будет здорово совместно ответить на вопросы:
  • Что было самым сложным в ходе проекта?
  • А что было самым интересным?
  • Как вы чувствовали себя перед, во время и после показа?
  • Что бы вы изменили в показе?
  • В каком следующем проекте вам было бы интересно принять участие?

В нашем опыте есть организация одного показа в рамках одной лаборатории. Серия показов требует дополнительных материальных, временных, волевых затрат, но, исходя из опыта коллег, можно предположить, что серия показов способна обогатить опыт команды, выявить проблемы, углубить работу.

А пока мы...
ДОБАВЛЯЕМ НЕМНОГО САМОКРИТИКИ И ПЛАНИРОВАНИЯ
Честно посмотреть на проделанную работу, записать сложные моменты, обсудить с коллегами и запустить планы — важный этап в любом деле.

Мы стараемся критически относиться именно к своей работе (не к горожанам), рассуждаем над тем, как можно привлечь новых участников, специалистов, расширить формат показов. Мы ощущаем и слышим от коллег, занимающихся театром горожан, про исчерпанность форм, истончение ресурса, зацикленность на личных историях. Но поиск продолжается, всё больше театральных режиссёров и педагогов интересуются этим направлением, предлагая варианты форматов.

Неизменным остаётся диалог людей и совместное творчество. То, за что мы полюбили театр горожан.
Методичка
Открывайте нашу методичку, которую мы разработали специально для вас